|
Cтроительство "Северной Магнитки"
Почему же маленький городок на Рыбинском водохранилище оказался в водовороте больших событий?
Ответить на этот вопрос нетрудно, если внимательно посмотреть на карту. Вот перед нами Северо-Запад страны – один из крупнейших промышленных районов СССР. Сердце его – Ленинград славится разнообразным и сложным машиностроением. Быстро растут индустриальные центры прибалтийских республик. Им требуется много металла. Развитие Северо - Запада длительное время основывалось на местных ресурсах металлического лома, на дальнепривозном чугуне и топливе. Но так не могло продолжаться бесконечно. Отсутствие местной металлургической базы еще до войны стало тормозить развитие производительных сил этого важнейшего района.
Нельзя было дальше базировать промышленность Северо-Запада на криворожском чугуне, завозить сталь и прокат с Урала и даже из Сибири. Это вело не только к удорожанию сырья и продукции, но и к чрезмерной загрузке транспорта. Жизнь настоятельно требовала коренной перестройки экономики Северо-Запада, создания здесь современной металлургической промышленности, основанной на мощных железорудных месторождениях и каменноугольном коксе. За разрешение этой задачи и взялось Советское государство.
Многочисленные научные экспедиции неустанно изучали Европейский Север, исследовали его необозримые просторы. Еще в 1930 году, по инициативе С. М. Кирова, ленинградские геологи начали поиски железорудных и угольных месторождений.
Вторая пятилетка ознаменовалась новым размахом геологоразведочных работ. Советские геологи глубоко проникали в тайны природы. До Великой Отечественной войны в далеком Заполярье, на Кольском полуострове, были выявлены крупные запасы железных руд. Только Енское и Оленегорское месторождения располагали сотнями миллионов тонн железной руды. Каждое из этих месторождений могло обеспечить ею крупнейший современный металлургический завод.
В этот же период в Печорском бассейне были обнаружены миллиарды тонн хорошо коксующихся углей почти всех марок. Их запасы сейчас оцениваются значительно выше, чем запасы Донбасса.
Таким образом, основные предпосылки для получения чугуна были налицо. В связи с этим еще до войны был предрешен вопрос о создании повой металлургической базы. Но нападении немецко-фашистских захватчиков на нашу страну мешало тогда осуществлению этой задачи. Вновь встали они перед советским народом только после окончания Великой Отечественной войны. В 1945–1946 годах ученые решали вопрос, как соединить руду и уголь двух районов, расположенных за полярным кругом, на огромном расстоянии один от другого. И тогда, согласно расчетам, проверенным группой ученых под руководством академика И. П. Бардина, наиболее целесообразным пунктом строительства нового металлургического завода был окончательно признан город Череповец. Судьбу его решил экономический расчет. Череповец оказался на полпути между рудой и углем. От него до Кольского полуострова полторы тысячи километров, а до Печорского бассейна 1830 километров. Кировская железная дорога надежно связывает город с Заполярьем и позволяет бесперебойно доставлять сырье. Этой же цели могут служить Беломорско-Балтийский канал и Мариинская водная система. Построенная в годы войны Печорская и связанная с ней Северная железная дороги служат удобным и надежным средством сообщения с Печорой.
Близость Череповца к Ленинграду и другим промышленным центрам, хорошее железнодорожное сообщение с ними открывают широкие возможности для реализации готовой продукции металлургического завода, для подвоза и использования металлического лома со всего северо-западного района. А какой простор на водных путях! В Череповец приходят суда, груженые в Ленинграде и Одессе, Ярославле и Горьком, Москве и Петрозаводске, Архангельске и Астрахани.
Районы, прилегающие к Череповцу, богаты местным топливом – торфом. Его запасы огромны и могут быть поставлены на службу промышленности.
Все эти предпосылки, вместе взятые, обусловили превращение города в крупный индустриальный центр, основную базу северо-западной металлургии Советского Союза.
В начале 1949 года в Череповец пришли тысячи строителей. Здесь можно было встретить ветеранов строительного дела, тех, кто создавал Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты. Многие прошли большую школу на послевоенном восстановлении заводов Юга и Центра страны.
Но основной силой, ядром складывающегося коллектива явилось местное население. На стройку пришли рабочие череповецких, вологодских, сокольских и великоустюгских предприятий, посланцы колхозной деревни. Около семи тысяч трудящихся области решили стать строителями.
О первом периоде строительства завода было опубликовано немало очерков и статей. Их авторы по-разному обрисовывали затруднения, вставшие на пути образующегося коллектива. Некоторые любители острых контрастов представляли Череповец медвежьим углом, затерявшимся в дремучих вологодских лесах, и пытались свести трудности к тому, что бездорожье, якобы, мешало доставке строительных материалов и широкому развертыванию работ. Подобные описания весьма далеки от действительности. Каждому, кто хотя бы однажды побывал в Череповце, известно, что в окрестностях города нет никаких дремучих лесов. Это один из самых безлесных районов области.
Строительную площадку завода нельзя представлять себе болотным царством. Здесь раньше лежали поля колхозов Богородского и Данского сельсоветов.
Разумеется, климатические условия в этом крае не из легких. Ненастная погода даже летом часто мешает работе.
Не надуманные, а действительные, реальные трудности стояли перед теми, кто пришел в Череповец выполнять задание Родины. И первая трудность состояла и том, что не хватало жилья. Коренным жителям города пришлось значительно потесниться, чтобы принять новое пополнение рабочего класса. Создалась небывалая скученность населения, породившая большие неудобства для жителей города. Но еще большие, трудности и неудобства испытывали те рабочие, которым пришлось расселяться по окрестным деревням. Некоторые деревни были удалены от города почти на десять километров. Людям приходилось ежедневно дважды преодолевать это расстояние, добираться до строительной площадки в любую погоду, любыми средствами, а чаще всего пешком. Транспорта для перевозки рабочих не хватало.
Широкое развертывание строительных работ было немыслимо без мощной производственной базы. Такую базу нужно было создавать в самые короткие сроки, строить на пустом месте.
Правительство направило на стройку мощную технику: сотни автомобилей, 25 экскаваторов и других землеройных машин, энергопоезда, паровозы и тракторы. Однако их негде было хранить в осеннюю и зимнюю непогоду. Весь машинный парк в первое время содержался под открытым небом.
Ощущался острый недостаток и в квалифицированных кадрах. Требовалось создать боеспособные строительные управления, укомплектовать их знающими инженерно-техническими работниками, обучить новым профессиям тысячи людей, ликвидировать организационную неразбериху, сплотить армию начинающих строителей в единую трудовую семью. В то же время нужно было обеспечивать выполнение плана.
Нельзя сказать, что формирование коллектива строителей шло гладко. Отдельные рабочие, пришедшие на строительство в надежде на легкий наработок, не хотели преодолевать трудности - уходили. Покидали производство и те, кто не отличался силой воли. Оставались сильные духом, готовые идти до конца. Трудности не страшили, а объединяли и закаляли их, порождали непреклонное желание выйти победителями из создавшегося положения. Комсомольцы стройки объявили себя мобилизованными до конца строительства металлургического завода и признали к этому всех рабочих. Это решение находило горячий отклик в сердцах всей молодежи и воплощалось в практические дела многочисленной армии строителей.
Ожили берега Рыбинского водохранилища. Началось сооружение производственных предприятий строительного треста. Шумом землеройных машин огласилась территория, на которой должен был подняться металлургический завод. Мощные современные машины срезали холмы и засыпали низменные места, выравнивая обширную площадку. Люди прокладывали подъездные пути. Работа велась с самого раннего утра и до позднего вечера.
Одновременно в районе проспекта Луначарского, улиц Максима Горького, Верещагина, Карла Маркса и Красноармейской развернулось жилищное строительство. С этих исходных рубежей пошли в наступление строители. Здесь рождались первые ростки их трудовой славы.
В 1950 году в городе появились новые каменные двух и четырехэтажные жилые здания, кварталы временных деревянных домов для рабочих строительного треста и специализированных строительно-монтажных организаций.
На набережной водохранилища поднялись корпуса цехов деревообрабатывающего комбината. Руками строителей в короткий срок были возведены столярный, плотницкий, лесопильный цеха и другие производственные помещения. По соседству с ними раскинулся завод товарного бетона. На его площадке высились горы гравия и песка. Эти материалы бесперебойно поступали с введенных в эксплуатацию Коштовского и Речнососновского песчано-гравийных карьеров.
С Вологодского кирпичного завода железнодорожники доставляли на площадку кирпич. Кирпич шел и со стороны Ленинграда.
Буксиры, неутомимо бороздя водную гладь, тянули плоты к новому причалу.
Так постепенно складывалась база большого строительства, рождались производственные связи с окружающим миром.
В трудовых буднях выявлялись подлинные, патриоты стройки, росла семья передовиков. Они охотно помогали своим товарищам овладевать техникой, новыми приемами и методами труда. Очень большую роль в подготовке кадров и повышении их квалификации стали играть созданные на строительстве учебно-курсовой комбинат и школа фабрично-заводского обучения.
За годы пятой пятилетки площадка металлургического завода стала неузнаваемой. Полным ходом шло сооружение ремонтно-вспомогательных цехов. Создавалось сердце предприятия – мощная теплоэлектроцентраль.
Ошибочно было бы изображать ход строительства, как сплошное шествие от успеха к успеху. Случались здесь и радости, и неудачи. Нередко радость трудовых побед на одних участках омрачалась крупными провалами на других, невыполнением плана не только отдельными управлениями, но и стройкой в целом. Документы строительства убедительно повествуют о том, что каждый объект завода-гиганта приходилось брать буквально с боя, ценой больших усилий. К местным трудностям и организационным неувязкам нередко добавлялись другие, не менее существенные. Строители были связаны с двадцатью проектными организациями, разрабатывавшими техническую документацию. Двести двадцать предприятий страны участвовали в поставке технологического и энергетического оборудования, электроизмерительной аппаратуры и кабельной продукции для сооружаемого завода. Нередко случались задержки с выдачей проектной документации, обнаруживались погрешности в ней. Не обходилось и без срывов поставок оборудования и строительных материалов. Подобные явления не только тормозили дело, но и вели к нарушению технологии и срывам сроков работ, а временами просто лихорадили стройку.
Рядом с котельно-монтажным цехом поднялись своды ремонтно-механического, литейного, модельного и других ремонтно-вспомогательных цехов. Некоторые из них сразу же стали выпускать продукцию. Отсюда пошло на площадку нестандартное оборудование для строящихся объектов. Кроме, того, было организовано выполнение заказов для нужд сельского хозяйства.
Особым вниманием было окружено строительство теплоэлектроцентрали. Вступление ее в строй обеспечивало энергией стройку и цеха завода, промышленные предприятия и жилые кварталы города. Вот почему на помощь строителям теплоэлектроцентрали пришли рабочие и служащие предприятий и учреждений, студенты учебных заведений. В то время, когда монтажники устанавливали гигантские котлы высокого давления и турбогенераторы, трудящиеся города выходили на воскресники по очистке территории ТЭЦ от мусора.
В декабре 1952 года состоялась закладка первой доменной печи завода. Вместе с ней росли корпуса агломерационной фабрики и коксохимического цеха. Обозначились контуры первой очереди завода-гиганта.
Страна испытывала острую потребность в металле. В этих условиях сокращение срока строительства домны приобрело важнейшее хозяйственное и политическое значение. Пришлось пересмотреть первоначальные сроки ввода объектов в эксплуатацию. Если раньше первоочередным делом считался пуск коксовой батареи, то летом 1954 года главное внимание сосредоточилось на доменном цехе.
По указанию правительства на помощь череповчанам прибыли квалифицированные монтажники с других строек черной металлургии. До тысячи хороших специалистов получил трест. Работы достигли небывалого размаха. Но наивысшей точкой трудового напряжения явились февральско-мартовские дни 1955 года. В Череповец были дополнительно направлены почти две тысячи рабочих с предприятий Вологодской области. Такой высокой концентрации сил еще никогда не бывало на строительной площадке. Шла борьба за пуск крупного современного предприятия. И она увенчалась успехом. В июне 1955 года вступила в строй агломерационная фабрика, а через два месяца завершились работы по сооружению доменной печи.
23 августа 1955 года над домной взвилось красное знамя. Доменщики встали на свою первую трудовую вахту. В 20 часов 30 минут по приказу директора металлургического завода опытного командира производства С. И. Резникова старший газовщик Виктор Цуканов дал дутье. В летопись стройки и завода, в историю города была вписана одна из ярких страниц. В эту долгожданную торжественную минуту, запечатленную операторами кинохроники, сотни строителей и металлургов, собравшихся на просторном литейном дворе, с волнением пожимали друг другу руки, взаимно поздравляя с победой. А через несколько минут весть о радостном событии радио разнесло по всей стране.
24 августа 1955 года явилось днем рождения металлургического завода. В 15 часов 25 минут старший горновой Дроздов пробил летку, и по желобам устремился дышащий жаром первый поток череповецкого чугуна.
Этот день надолго останется в памяти горожан. Еще накануне Череповец оделся в праздничный наряд. Повсюду развевались алые флаги, висели лозунги и плакаты. Особенно торжественно выглядел новый центр города – площадь Металлургов. Как только была задута домна, на крышах домов вспыхнули электрические огни большого лозунга: “Дадим Родине больше чугуна” Этот лозунг стал девизом череповецких металлургов.
В гости к череповчанам приехали москвичи и ленинградцы, делегаты трудящихся Вологды, Сокола и других городов и районов области. Металлурги с гордостью знакомили гостей со своим хозяйством, рассказывали о перспективах завода.
В 16 часов на просторной площади доменного цеха (там, где теперь расположились мастерские и другие вспомогательные помещения) состоялся митинг. Со знаменами, плакатами, памятными вымпелами пришли сюда коллективы строительных управлений треста и цехов: завода, предприятий и учреждений города. Свыше 15 тысяч человек присутствовало на этом торжестве.
Строители докладывали стране о своей трудовой победе. О ее масштабах убедительно говорят цифры. За время строительства было вынуто и перемещено больше семи с половиной миллионов кубометров грунта, уложено пятнадцать тысяч кубометров бетона и железобетона, произведено двести шестьдесят тысяч кубометров кирпичной кладки, смонтировано сто тысяч тонн металлических конструкций и технологического оборудования, построено девяносто километров путей внутризаводского железнодорожного транспорта, проложено двести пятьдесят километров подземных сетей водопровода, канализации, электроснабжения и связи.
Выступившие на митинге тепло поздравляли строителей и желали успехов металлургам. Чувства собравшихся очень хорошо выразила мастер строительного управления ТЭЦстроя комсомолка Нина Веркина: “Смотрю я на красавицу домну, на возвышающиеся вокруг корпуса цехов, – сказала она, – и чувство гордости невольно возникает в сердце. Даже не верится, что все это создано нашими руками. Вместе с заводом выросли и мы, его строители. От рядовой колхозницы Шольского района на стройке я прошла путь до мастера строительных работ. Хочется все свои знания отдать на то, чтобы быстрее завершить строительство завода”.
В эти минуты многие вспомнили свой жизненный путь на стройке.
В числе бригад, отличившихся па строительстве, управляющий трестом “Череповецметаллургстрой” Д. Н. Мамлеев назвал на митинге, бригаду каменщиков С. Т. Воробьева. Путь ее руководителя – это путь многих.
Сергей Тимофеевич Воробьев пришел на стройку в 1949 году, не имея никакой специальности. Он поступил в бригаду опытного каменщика Александра Васильевича Белоусова. Бригадир внимательно относился к новичкам, терпеливо посвящал их и тайны своей профессии. Он помог и Воробьеву найти верную дорогу в жизнь. А через некоторое время ученик обогнал своего учителя, стал бригадиром комсомольско-молодежной бригады. Его бригада строила ТЭЦ, аглофабрику, домну. Многими почетными грамотами отмечены дела молодых строителей и их бригадира.
В Книге Почета участников строительства записаны имена тех, кто не жалел своих сил для того, чтобы сократить сроки работ и приблизить получение череповецкого чугуна. Первая победа окрылила строителей. Они с новой энергией взялись за дело.
Самоотверженно трудились строители на объектах коксохимического цеха. Получение череповецкого кокса стало самым неотложным делом. Только это могло гарантировать устойчивую работу металлургического завода.
Пришла жизнь в семиэтажное здание углеобогатительной фабрики, заканчивались работы в дозировочном отделении, в химических цехах. Но в центре внимания строителей и металлургов была коксовая батарея. Монтажники еще устанавливали сложное оборудование, а коксовики уже готовились к первой трудовой вахте.
11 февраля 1956 года началась загрузка коксовых печей. 35-градусный мороз обжигал лица, но воля людей, их непреклонная решимость победить природу делали свое дело. 12 февраля череповецкая батарея выдала металлургический кокс. Коксовики с честью выдержали экзамен.
Вскоре после первой вступила в эксплуатацию вторая коксовая батарея. Завершился монтаж второй ленты агломерационной фабрики. Вступали в строй все новые и новые объекты завода-гиганта.
Весна 1958 года принесла новую победу череповецким металлургам. В апреле была поставлена на сушку мартеновская печь, а в предмайские дни, когда разогрев печи достиг максимальной температуры, началась ответственная операция – наварка подины. Руководить этой операцией в Череповец приехал знаменитый сталевар, начальник первого мартеновского цеха Кузнецкого металлургического комбината, Герой Социалистического Труда, член Президиума Верховного Совета СССР Михаил Моисеевич Привалов. 30 апреля наварка подины была закончена, началась закалка мартеновской печи. Не только работники завода, но и все жители города ждали желанной вести– “Есть череповецкая сталь!”, и эта весть пришла. Смена мастера Юрия Гаврилова – Григорий Аверкин, Василий Рыбаков, Виталий Козлов – выдали в первомайскую ночь череповецкую сталь.
Для того, что бы осуществить полный металлургический цикл, череповецким строителям и металлургам предстояло решить новую важную задачу – построить мощное прокатное хозяйство.
В канун XXI съезда партии на заводе был пущен блюминг. Страна отныне стала получать из Череповца не только чугун и сталь, но и прокат.
Череповецкий блюминг положил начало прокатной группе цехов. Все лучшее, что достигнуто технической мыслью металлургов, нашло свое воплощение в этом замечательном сооружении. Здесь, например, автоматизированы нагревательные колодцы, они способны пропускать вдвое больше стальных слитков, чем на блюминге Кузнецкого комбината. На главном посту имеется программное устройство, которое автоматически обеспечивает соблюдение заранее заданной технологии обжатия слитков. Клеймовка готовой продукции механизирована. В машинном зале используется электрооборудование, изготовленное по последнему слову техники.
Рядом с блюмингом вскоре возник новый листопрокатный цех. В ноябре 1959 года был введен в строй стан “2800”. Это стало памятным событием в жизни трудящихся города. 19 ноября 1959 года была получена телеграмма ЦК КПСС и Совета Министров СССР: “ЦК КПСС и Совет Министров СССР горячо поздравляют рабочих, инженерно-технических работников и служащих треста “Череповецметаллургстрой”, монтажных организаций Министерства строительства РСФСР и Череповецкого металлургического завода с большой трудовой победой – досрочным завершением строительства и вводом в действие листопрокатного стана “2800”, что позволит значительно увеличить выпуск листовой стали для производства труб большого диаметра”.
В телеграмме отмечалось, что, выполняя решение об увеличении производства черных металлов, строители и металлурги обеспечили ввод в действие в первом году семилетки мощных мартеновских печей. Успехи строителей и металлургов создали реальные возможности для завершения строительства Череповецкого металлургического завода ранее намеченного срока.
В июне 1960 года был пущен тонколистовой стан “1700”. В этом же году вошли в строй две мощные мартеновские печи, и в последние дни года – непрерывно-заготовочный стан “700”.
Сотни тонн проката способен давать стране за один только час тонколистовой стан “1700”. Почти целую плавку большегрузной мартеновской печи он перерабатывает за один час в стальную рулонную полосу. Непрерывно-заготовочный стан “700” также дал огромный экономический эффект.
У череповецких строителей существует хорошая традиция – сдавать строящиеся объекты досрочно. В 1960 году на заводе не было ни одного крупного объекта, который не был бы введен в строй задолго до намеченных планом сроков. Многотысячный коллектив строителей, возглавляемый с первых дней стройки известным советским строителем Героем Социалистического Труда Д. И. Мамлеевым, ввел в строй листостан “2800” на девять месяцев раньше срока, стан “1700” – на четыре месяца раньше, стан “700” – на полгода раньше запланированных сроков. Досрочно начали давать стране сталь и крупнейшие мартеновские печи, сооруженные в 1960 году.
1962 год отмечен вступлением в строй новых крупных объектов. Страна получила первую продукцию с мелкосортного стана “250”, выпускающего арматурную сталь различных профилей, с двух новых мартеновских печей и смолоперегонного отделения коксохимического цеха.
Череповецких строителей и металлургов не удивишь масштабами новых объектов. Но, пожалуй, за все годы стройки здесь еще не сдавали одновременно таких гигантских и сложных производственных агрегатов, какими являются очередная доменная печь и агломерационная фабрика, вступившие в строй в канун Дня металлурга в июле 1962 года.
Новая доменная печь – родная сестра криворожского, новотульского и липецкого металлургических исполинов – является по объему одной из самых больших в мире. Сама домна и весь комплекс ее сооружений представляют собой последнее слово советской и мировой металлургии. Все оборудование, аппаратура и измерительные приборы полностью изготовлены на предприятиях СССР.
Новая домна отличается не только своими размерами. Температура горячего дутья может быть доведена здесь до 1200 градусов, а давление газа под колошником до двух с половиной атмосфер. Здесь применяется конвейерная подача и автоматическая загрузка щиты, одноносковая разливка чугуна.
Желая коллективу строителей и металлургов новых трудовых побед и успехов, ЦК КПСС и Совет Министров выразили уверенность в том, что коллектив череповецких строителей и монтажников ликвидирует отставание со строительством цеха холодной прокатки листа и приложит все силы и знания, чтобы досрочно окончить строительство Череповецкого металлургического завода и быстрее освоить мощности металлургических агрегатов. А вскоре, накануне Дня строителя, в августе 1962 года, на металлургическом заводе был сдан в эксплуатацию новый производственный объект – еще одна крупная мартеновская печь. Закончены строительно-монтажные работы в цехе холодного проката.
Череповецкие металлурги заслуженно гордятся своим заводом. Новое предприятие оснащено по последнему слову техники и выгодно отличается от других металлургических заводов. В чем же состоит это отличие?
Прежде всего, в том, что череповецкие домны работают не на железной руде, а на офлюсованном агломерате. Это, в свою очередь, вызвано особенностями сырьевой базы. Дело в том, что руды Кольского полуострова принадлежат к категории так называемых бедных руд. Они содержат железа только 28–36 процентов. Плавка таких руд в их естественном состоянии технически возможна, но экономически нецелесообразна, так как сопряжена с большими затратами топлива и огромными транспортными расходами. Вот почему ученые признали необходимым перевозить на завод не сырую руду, а обогащенный концентрат. Это и было положено в основу при проектировании Череповецкого завода. Кольская руда обогащается на месте, в Заполярье, а потом в виде порошкообразного железного концентрата поступает в Череповец на агломерационную фабрику. Концентрат содержит до 60 процентов железа. На фабрике он спекается в агломерат и затем подается в доменную печь.
На Череповецком заводе впервые в нашей стране проведен опыт сооружения доменного цеха без железнодорожных путей над бункерами. Здесь нет обычного для доменного производства рудного двора, нет мостов и бункерных эстакад. Применение на агломерационной фабрике чашевого охладителя агломерата позволило изменить схему подачи шихты на домну и вместо железнодорожных эстакад и больших площадей для складов сырья использовать легкие транспортные галереи с дистанционным управлением. Длина ленточных конвейеров превышает 10 километров. Транспортеры заменяют работу нескольких паровозов и сотен вагонов внутризаводского транспорта.
Чтобы предохранить бункеры доменных печей от проникновения мелочи и пыли, на заводе впервые в стране применено вторичное грохочение агломерата, поступающего с чашевого охладителя.
На других металлургических предприятиях существует специальный штат шихтовщиков, подготавливающих определенной пропорции смесь железной и марганцевой руд, кокса и металлодобавок для доменного производства. Такого штата нет на Череповецком заводе. Здесь имеется лишь машинист вагона-весов, который успешно заменяет шихтовщиков.
Доменные печи завода оснащены совершенным отечественным оборудованием, рассчитанным на повышенное давление колошниковых газов. Автоматизация управления многих узлов сложного хозяйства доменных печей дает возможность вести доменный процесс немногочисленному обслуживающему персоналу. Все трудоемкие и тяжелые работы выполняют машины. Роль человека сведена к тому, чтобы управлять ими, следить за показаниями приборов.
Выгрузка вагонов считается весьма трудоемким делом. На таком крупном заводе, как Череповецкий, это имеет особое значение. Для ежедневной разгрузки сотен вагонов концентрата, угля, известняков и других сыпучих материалов потребовалось бы , конечно , немало людей.
Но здесь задача решена очень просто. На заводской площадке построены вагоноопрокидыватели про изводительностью 1200 тонн в час каждый. Стоит машинисту вагоноопрокидывателя нажать кнопку, и специальный механизм наклоняет груженый вагон на 160–165 градусов, а все его содержимое высыпается в бункеры. На разгрузку шестидесятитонного вагона требуется не больше трех минут.
Полная механизация осуществлена на углеобогатительной фабрике. Все механизмы запускает с пульта управления один человек. Около 700 электромоторов и 80 транспортеров обслуживают хозяйство коксохимического цеха. Общая протяженность его транспортерных лент равняется семи с половиной километрам.
На заводе оригинально решены вопросы использования коксового газа. Сейчас из него извлекаются бензол, сульфат аммония, смола. Коксовый газ идет также на нужды мартеновского и прокатного цехов, для отопления квартир.
Проектировшики позаботились и об обитателях соседнего о предприятием Рыбинского водохранилища. Известно, что неприятным спутником производства кокса являются фенольные воды. В случае проникновения их и водохранилище фауна этого крупнейшего искусственного водоема погибла бы. Чтобы не допустить подобного явления, ученые долго изыскивали способы очистки вод от фенола. Они признали необходимым построить на заводе биохимическую установку. Впервые в СССР такое сооружение было создано. В больших бассейнах биохимическим путем происходит обезвреживание вод.
Эти и многие другие технические новшества отличают Череповецкий завод от других предприятий подобного рода.
Признанием замечательных результатов самоотверженного труда череповчан явилось награждение летом 1958 года большой группы строителей и металлургов завода высокими правительственными наградами. Звание Героя Социалистического Труди присвоено управляющему трестом “Череповецметаллургстрой” Д. Н. Мамлееву и обер-мастеру доменного цеха А. И. Ольховикову. Орденом Ленина были награждены директор завода С. И. Резников, горновой В. А. Жильцов, мастер В. Н. Цуканов и многие другие.
В коллективе цеха, наряду с известными далеко за пределами города мастерами и рабочими Героем Социалистического Труда А. И. Ольховиковым, Н. П. Сапожниковым, В. Н. Цукановым, В. М. Антоновым, В. И. Жильцовым, С. С. Кулюкиным, В. И. Солодковым, И. А. Новиковым, выдвинулись новые люди – молодые годами и по стажу работы, но уже завоевавшие заслуженное уважение товарищей. Это депутат Верховного Совета СССР старший горновой П. А. Самухин, А. И. Гуторов, П. Е. Шапин и многие другие, за короткий срок выросшие в опытных металлургов.
Добрая слава о череповецких металлургах родилась не сама собой. Даже для людей, умудренных опытом, не говоря уже о новичках, пуск завода и освоение его мощностей явились весьма серьезным испытанием. Трудности и неожиданности вносили существенные изменения в планы коллектива. Не обходилось без ошибок и неудач.
Сложность задачи состояла, прежде всего, в том, что череповецким доменщикам пришлось идти не по проторенной дорожке, а по новым неизвестным путям. Они имели дело с оленегорским концентратом, который впервые применялся в производстве. Некоторые его свойства представляли загадку для металлургов. В связи с этим было нелегко установить нужный состав шихты, избрать правильный режим работы доменной печи и добиться ровного ее хода.
В сентябре 1955 года, например, радость пуска завода была омрачена образованием в шахте домны так называемой настыли. Пришлось остановить сложный агрегат. Такая же аварийная остановка повторилась и в ноябре.
Суровая зима наделала немало хлопот не только работникам железнодорожного цеха, но и всему коллективу завода. Из Заполярья отгружался концентрат повышенной влажности. В летний период с таким явлением еще можно было мириться, но с наступлением холодов дело приняло иной оборот. Концентрат замерзал в пути. Вагоны не поддавались разгрузке теми очень удобными механизмами, которыми оснащен завод. Гараж размораживания не мог пропустить все вагоны. Работы во многих случаях велись вручную. Это отвлекло много людей, создало “пробки” на железнодорожных путях, вело к большим простоям транспорта. Превозмогая все трудности, шел коллектив к намеченной цели.
Интересно отметить еще одну замечательную черту, свойственную коллективу череповецких металлургов, – способность никогда не останавливаться на достигнутом, непрерывно совершенствовать технологию производства. Хорошая слава о Северной Магнитке шагнула далеко за пределы города и области. Завод знают и за рубежами родной страны. |
|
— История города
— Выдающиеся личности
Реклама
|
|