|
  |
|
Котировки
USD ЦБ 67.0512 +0.9387
EUR ЦБ 74.3799 +0.9752 |
Погода: Череповец
 |
сегодня oC ночью: |
|
завтра oC ночью: |
|
|
До середины XIX века
В 1796 году император Павел лишил часть русских городов статуса “уездный”. В их число попал и Череповец.
В новый, XIX век, наш город вступил в качестве заштатного, приписанного к Устюженскому уезду. К счастью, новый император Александр в 1802 году восстановил Череповецкий уезд. Но население частью уже уехало из-за упадка города. В 1806 г. в Череповце проживало: штаб-офицеров и их детей - 13, унтер-офицеров, вдовых солдат и их детей - 63. разночинцев - 4, дворовых людей - 12, купцов и их детей - 43, мещан - 74. Всего - 200 душ “мужского пола” или около 450 человек населения. Если сравнить с 1780 г. - население уменьшилось вдвое.
Постепенно жизнь города становилась динамичней. В марте 1806 года было открыто малое народное училище с двухгодичным сроком обучения. Бывший тогда городским головой купец Василий Демидов подарил под училище деревянный дом, а череповецкое общество обязалось ежегодно давать 150 руб. на его содержание! Это событие было воспринято как значительное не только в Череповце, но даже в Петербурге.
В 1807 г. построен первый каменный дом. К 1809 году количество жителей Череповца выросло до 1079 человек.
Важным событием в жизни города стало введение в эксплуатацию Мариинской водной системы в июле 1810 года. Эта система через каналы соединяла Волгу и Шексну с Петербургским портом, а через него - и с Балтийским морем.
До этого времени Шексна славилась своими порогами, изменчивым фарватером и быстрым течением. Водный путь был труден и дорог ещё по одной причине: внизу и к центру Шексны заправляли рыбинские купцы, а в верховьях -белозерцы. Чужих на свою территорию не пускали! До Крохино (что близ Белозерска) нанимались рыбинские рабочие, а затем приходилось перегружать товар на белозерки и так уже доставлять до Санкт-Петербурга. От Рыбинска до северной столицы рейс порой длился 100-110 дней, а стоимость перевозки груза равнялась его собственной стоимости!
Теперь Шексна стала составной частью Мариинской системы на протяжении 397 верст. С 1810 по 1819 год по Шексне проходило 432 судна. Суда тянули бечевой кони, а иногда и бурлаки. Мариинскую систему обслуживало 17 тысяч (!) человек. Жители Череповецкого уезда нанимались лоцманами, держали большое количество лошадей, требующихся для тяги судов на бичевах. Жители дальних деревень нанимались на работу бурлаками, организуя целые артели. Водная система определила развитие специфических для уезда промыслов - судостроение, железно-делательный (особенно ценились уломские “барочные” гвозди) и прочие, - словом, поила, кормила, давала жить и трудиться людям.
Череповецкие железоделы пользовались известностью по всей Российской империи. Владельцы уральских заводов пытались заполучить к себе опытных мастеров любыми путями. Порой попытки насильственного переселения заканчивались бунтом. В 1811г. заводчик А. И. Яковлев купил у князей Дашковых 200 мужчин в Уломской волости для отправки на Холуницкие заводы. Крестьяне отказались покидать свои семьи и менять место жительства. Вспыхнул бунт, на подавление которого была направлена воинская часть под командованием полковника Гуткевича. Погибли десятки крестьян.
В 1813 г. произошло восстание крестьян помещика Собакина в д. Гришкино. Крестьяне тоже отказывались переезжать на Урал. На подавление восстания выехал отряд башкир, который простояв в деревне целый год, разорил всю округу. Вопросом о насильственном переселении занималось даже правительство! В конце концов насильственное переселение было запрещено.
|
|
— История города
— Выдающиеся личности
Реклама
|
|
| |
|
| |